Information about: Рукавишников Виктор Алексеевич

Рукавишников  Виктор Алексеевич

Scientific degree: Доктор педагогических наук

Title: Доцент

Phone: 5-194-330

Email: rukavishnikov_v@mail.ru

 

Ученый в области теории и методики геометро-графической подготовки инженера в техническом вузе. Кандидат технических наук (1980), доктор педагогических наук (2004). Выпускник КХТИ (1974).

Выпускник механического факультета Казанского химико-технологического института по специальности «Машины и аппараты химических производств», 1969-1974. Инженер-механик.

Этапы научно-преподавательской деятельности:

Кафедра гидравлики Казанского химико-технологического института: с 1974г. по 1977г. инженер; с 1977г. по 1980г. старший инженер (аспирант заочной аспирантуры).

В 1980 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук «Исследование диспергирующих устройств орошаемого пылеуловителя КХТИ».

С 1981г. по 1985г. ассистент кафедры «Инженерная графика» КХТИ; с 1985г. по 2004г. доцент кафедры «Инженерная графика» КХТИ.

В 2004 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе». С 2004г. по 2008г. профессор кафедры «Инженерная графика» КГТУ; С 2008-заведующий кафедрой «Инженерная графика» Казанского государственного энергетического университета. Научные направления: с 1974г. по 1980г. занимался изучением гидродинамики тонкослойных течений вязкой и аномально-вязких жидкостей по поверхности осесимметричных криволинейных поверхностей. С 1981г. по 1995г. разрабатывал и внедрял инновационные компьютерные технологии в геометро-графическую подготовку инженера. С 1995г. занимается теорией и методикой геометро-графической подготовки инженера в техническом вузе.

Результаты научно-преподавательской деятельности:

В период с 1974г. по 1980г. Впервые получено теоретическое решение тонкослойного течения вязкой и аномально вязкой жидкости, возникающего при натекании цилиндрической струи на криволинейную осесимметричную поверхность. Экспериментально исследован процесс распада тонкого слоя жидкости при течении по осесимметричной криволинейной поверхности. На основе полученных результатов разработана методика расчета диспергирующего устройства ударного типа, успешно примененного в аппаратах пылегазочистки, получившего название «аппарат КХТИ» (науч. рук. А.Д. Глинкин). Было внедрено более 250 аппаратов КХТИ во многих городах СССР: Казань (ХК им. «Вахитова, моторостроительный з-д и т.д.), г. Москва «Станколит», г. Горький «ГАЗ», Чебоксары «Тракторный завод», Ворошиловоград «Металургический з-д», г. Одесса и других.

В период с 1981г. по 1996г. В 1995г. впервые в Поволжье был внедрен в учебный процесс курс «Машинная графика». В 1985г. впервые в Казани адаптирован под учебный процесс пакет программ графического моделирования ФАП-КФ на базе ЕС ЭВМ. Студенты создавали программы вычерчивания оригинальных деталей, а также получали чертежи типовых деталей вариативным методом. В 1990-1991гг. впервые в Казани курс машинной (компьютерной) графики был переведен на персональные компьютеры. Студенты выполняли чертежи в графической системе AutoCAD. В 1995г. впервые разработан и внедрен в учебный процесс курс «Основы геометрического моделирования и проектирования», построенный полностью на основе технологий двух и трехмерного компьютерного геометрического моделирования, качественно отличающихся от технологии начертательной геометрии.

В 2000г. проведены теоретико-философские исследования геометро-графической подготовки студентов в вузе. Определены причины разразившегося системного кризиса. Разработана диалектическая модель геометро-графической подготовки инженера, раскрывающая основные этапы и законы ее развития. В результате прогностического педагогического проектирования предложен качественно новый единый целостный курс «Инженерное геометрическое моделирование» взамен устаревшего блока дисциплин базовой геометро-графической подготовки (начертательной геометрии, инженерной графики и компьютерной графики), не отвечающего современным требованиям производства, уровню развития науки и техники.

В 2007г. разработана концепция развития современной геометро-графической подготовки инженеров.

В 2009 году возглавил сформированное на базе Казанского государственного энергетического университета региональное отделение Научно-методического совета России по графическим дисциплинам (НМС). Одной из основных задач Совета стало создание и развитие Казанской научно-педагогической геометро-графической школы.

Опубликовано более 90 научных статей, одна монография, имеется одно изобретение.

Ученый в области теории и методики геометро-графической подготовки инженера в техническом вузе. Кандидат технических наук (1980), доктор педагогических наук (2004). Выпускник КХТИ (1974).

Выпускник механического факультета Казанского химико-технологического института по специальности «Машины и аппараты химических производств», 1969-1974. Инженер-механик.

Этапы научно-преподавательской деятельности:

Кафедра гидравлики Казанского химико-технологического института: с 1974г. по 1977г. инженер; с 1977г. по 1980г. старший инженер (аспирант заочной аспирантуры).

В 1980 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук «Исследование диспергирующих устройств орошаемого пылеуловителя КХТИ».

С 1981г. по 1985г. ассистент кафедры «Инженерная графика» КХТИ; с 1985г. по 2004г. доцент кафедры «Инженерная графика» КХТИ.

В 2004 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе». С 2004г. по 2008г. профессор кафедры «Инженерная графика» КГТУ; С 2008-заведующий кафедрой «Инженерная графика» Казанского государственного энергетического университета.

Научные направления: с 1974г. по 1980г. занимался изучением гидродинамики тонкослойных течений вязкой и аномально-вязких жидкостей по поверхности осесимметричных криволинейных поверхностей. С 1981г. по 1995г. разрабатывал и внедрял инновационные компьютерные технологии в геометро-графическую подготовку инженера. С 1995г. занимается теорией и методикой геометро-графической подготовки инженера в техническом вузе.

Результаты научно-преподавательской деятельности:

В период с 1974г. по 1980г. Впервые получено теоретическое решение тонкослойного течения вязкой и аномально вязкой жидкости, возникающего при натекании цилиндрической струи на криволинейную осесимметричную поверхность. Экспериментально исследован процесс распада тонкого слоя жидкости при течении по осесимметричной криволинейной поверхности. На основе полученных результатов разработана методика расчета диспергирующего устройства ударного типа, успешно примененного в аппаратах пылегазочистки, получившего название «аппарат КХТИ» (науч. рук. А.Д. Глинкин). Было внедрено более 250 аппаратов КХТИ во многих городах СССР: Казань (ХК им. «Вахитова, моторостроительный з-д и т.д.), г. Москва «Станколит», г. Горький «ГАЗ», Чебоксары «Тракторный завод», Ворошиловоград «Металургический з-д», г. Одесса и других.

В период с 1981г. по 1996г. В 1995г. впервые в Поволжье был внедрен в учебный процесс курс «Машинная графика». В 1985г. впервые в Казани адаптирован под учебный процесс пакет программ графического моделирования ФАП-КФ на базе ЕС ЭВМ. Студенты создавали программы вычерчивания оригинальных деталей, а также получали чертежи типовых деталей вариативным методом. В 1990-1991гг. впервые в Казани курс машинной (компьютерной) графики был переведен на персональные компьютеры. Студенты выполняли чертежи в графической системе AutoCAD. В 1995г. впервые разработан и внедрен в учебный процесс курс «Основы геометрического моделирования и проектирования», построенный полностью на основе технологий двух- и трехмерного компьютерного геометрического моделирования, качественно отличающихся от технологии начертательной геометрии.

В 2000г. проведены теоретико-философские исследования геометро-графической подготовки студентов в вузе. Определены причины разразившегося системного кризиса. Разработана диалектическая модель геометро-графической подготовки инженера, раскрывающая основные этапы и законы ее развития. В результате прогностического педагогического проектирования предложен качественно новый единый целостный курс «Инженерное геометрическое моделирование» взамен устаревшего блока дисциплин базовой геометро-графической подготовки (начертательной геометрии, инженерной графики и компьютерной графики), не отвечающего современным требованиям производства, уровню развития науки и техники.

В 2007г. разработана концепция развития современной геометро-графической подготовки инженеров.

В 2009 году возглавил сформированное на базе Казанского государственного энергетического университета региональное отделение Научно-методического совета России по графическим дисциплинам (НМС). Одной из основных задач Совета стало создание и развитие Казанской научно-педагогической геометро-графической школы.

Опубликовано более 109 научных статей, одна монография, имеется одно изобретение.

 

Научные статьи

1. Рукавишников В.А. Тонкослойное течение вязкой несжимаемой жидкости по поверхности тел вращени / А.Д. Глинкин , В.А. Рукавишников // ИФЖ, 1980, т.39, N 1.

2. Рукавишников В.А. Осесимметричное растекание струи аномально-вязкой жидкости по поверхности тел вращения / А.Д. Глинкин , В.А. Рукавишников // ИФЖ, 1982, т. 42, N 6.

3. Рукавишников В.А. Новый уровень в развитии графического образования/ В.А. Рукавишников, И.Л. Голубева, А.Р. Альтапов //  Третьи Вавиловские чтения. Социум в преддверии ХХI века: Итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего. Материалы постоянно действующей всероссийской междисциплинарной научной конференции, ч. 1, Йошкар-Ола, 1999- с. 200-202.

4. Рукавишников В.А. Концепция развития геометрического моделирования: Тез. докл. междун. науч.-практич. Конф. "Современные проблемы геометрического моделирования". Донецк: ДонГТУ, 2000. С. 222.

5. Рукавишников В.А. К вопросу о целостности графического образования //Международный межвузовский научно-методический сборник трудов кафедр графических дисциплин "Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика", вып. 5, Нижний Новгород, 2000, с.107-111.

6. Рукавишников В.А. Новый этап в развитии графического образования / В.А. Рукавишников, А.Г. Лаптев, Д.В. Рукавишников// Тез. докл. Всеросс. науч.-метод. конф. "Интеграция образования, науки и производства - главный фактор повышения эффективности инженерного образования". - Казань, 2000. - с. 506.

7. Рукавишников В.А. Инновационные методы обучения в графической подготовке инженеров/ В.А. Рукавишников, И.Л. Голубева, А.Р. Альтапов  // Тез. докл. Всеросс. науч.-метод. конф. "Интеграция образования, науки и производства - главный фактор повышения эффективности инженерного образования". - Казань, 2000. - с. 503.

8. Рукавишников В.А. Трехмерная визуализация в графической подготовке инженеров / В.А. Рукавишников, И.Л. Голубева, А.Р. Альтапов  //Тез. докл. Межвузовской научно-методической конференции "Техническое образование ХХI века. Актуальные проблемы технологического образования". - Казань, 2000. - С.67-68.

9. Рукавишников В.А. Концепция развития графического образования/ В.А. Рукавишников, И.Л. Голубева, А.Р. Альтапов  // Тез. докл. Межвуз. науч.-метод. конф. "Техническое образование ХХI века. Актуальные проблемы технологического образования". - Казань, 2000. - С.136-137.

10. Рукавишников В.А. Роль и место геометрического моделирования на современном этапе // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Межвуз. научн.-метод. сб./ СГТУ. Саратов, 2000. С.28-31.

11. Рукавишников В.А. Разработка и внедрение новой учебной дисциплины // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Межвуз. научн.-метод. сб./ СГТУ. Саратов, 2000. С.59-62.

12. Рукавишников В.А. К вопросу о целостности графической подготовки // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Межвуз. научн.-метод. сб./ СГТУ. Саратов, 2000. С.69-74.

13. Rukavishnikov V. The concept of the geometrical education development. GRAPHICON' 2001 September 10 - September 15, 2001, Nizhny Novgorod, Russia, pp. 310-312.

14.  Рукавишников В.А. Кризис графического образования: пути выхода. // Начертательная геометрия, инженерная графика. – Междунар. межвуз. н.-м. сб. Вып. 6. – Н. Новгород, ННГАСУ, 2001. – С. 103-108.

15. Рукавишников В.А. Особенности преподавания курса «Основы геометрического моделирования и проектирования» / В.А. Рукавишников, И.Л. Голубева, А.Р. Альтапов // Начертательная геометрия, инженерная графика. – Междунар. межвуз. н.-м. сб. Вып. 6. – Н. Новгород, ННГАСУ, 2001. – С. 108-110.

16. Рукавишников В.А. Визуально-образный язык моделирования // Начертательная  геометрия, инженерная графика. – Междунар. межвуз. н.-м. сб. Вып. 7. – Н. Новгород, ННГАСУ, 2001. – С. 193-198.

17. Рукавишников В.А. Роль и место геометрического моделирования на современном этапе. // Начертательная  геометрия, инженерная графика. – Междунар. межвуз. н.-м. сб. Вып. 7. – Н. Новгород, ННГАСУ, 2001. – С. 198-201.

18. Рукавишников В.А. Наукоемкие технологии в геометрическом моделировании / Наукоемкие технологии образования: Труды Х международной научно-методической конференции / Под общей ред. М.М. Благовещенской. Таганрог: ТРТУ, 2001. С. 102-106.

19. Рукавишников В.А. К вопросу концепции развития геометрического образования //Совершенствование графо-геометрической подготовки студентов в современных условиях: Сб. тр. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 76-77.

20. Рукавишников В.А. Разработка и проектирование содержания курса «Инженерное геометрическое моделирование»: Тез. Всеросс. науч.-метод. конф. – Казань: КГТУ, 2002.

21. Рукавишников В.А. Уровень интеграции в области визуально-образной геометрической подготовки инженеров / В.А. Рукавишников, А.Р. Альтапов, В.В. Антонов  // Наука и практика. Диалоги нового века: Сб. тр. Ч. II.– Наб. Челны: КГПИ, 2003. – С.252-254.

22. Рукавишников В.А. Геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки инженера. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. –184 с.

23. Рукавишников В.А. Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе: автореферат дис. … д-ра пед. наук / В.А. Рукавишников. – Казань, 2004. – 38 с.

24. Рукавишников В.А. Концепция геометро-графической подготовки в техническом вузе // Актуальные проблемы графической подготовки в высшем профессиональном образовании: тез. док. Всерос. совещ. зав. каф. граф. дисцип. вузов РФ – Пермь: ПГТУ, 2005. – С. 26-28.

25. Рукавишников В.А. Современные проблемы графической подготовки инженера/ В.А. Рукавишников, А.Р. Альтапов, В.В. Антонов// Графические коммуникации в технике и дизайне: Сб. матер. Всеросс. науч.-практ. конф. Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. С. 40-42.

26. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка как важнейший фактор информатизации инженерного образования/ В.А. Рукавишников, А.Р. Альтапов, В.В. Антонов //Актуальные проблемы графической подготовки в высшем профессиональном образовании: Тез. док. всеросс. совещ. зав. каф. инженерно-графических дисциплин вузов РФ. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2006. – С. 5-8.

26. Рукавишников, В.А. Кризис геометро-графической подготовки инженера: пути выхода/ В.А. Рукавишников, С.А. Морозов, Р.Г. Газизуллин //Актуальные проблемы графической подготовки в высшем профессиональном образовании: Тез. док. Всеросс. совещ. зав. каф. инженерно-графических дисциплин вузов РФ. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2006. – С. 8-13.

28. Рукавишников, В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ/ В.А. Рукавишников// Высшее образование в России. № 5, 2008.- С. 132-136.

29. Рукавишников, В.А. Проблемы геометромодельной подготовки инженеров в техническом вузе: время реформ/ В.А. Рукавишников// Проблемы геометрического моделирования в автоматизированном проектировании и производстве: сб. матер. 1-ой Международной научной конференции. – М.: МГИУ, 2008. – С. 320-323.

30. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: роль и место в системе образования // Образование и наука, №5, 2009. – С. 32-37.

31. Рукавишников В.А. Инновационная модернизация графической подготовки в энергетическом образовании / В.А. Рукавишников, Альтапов А.Р. // Информационные средства и технологии: Труды XVIII международной  научно-технической конференции.- Т.3 – М.: Издательский дом МЭИ, 2010.

32. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: проблемы модернизации / В.А. Рукавишников, А.Р. Альтапов // Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этапе: международная научно-методическая конференция. – Астрахань, АГТУ, 2010.

33. Рукавишников В.А. Начертательная геометрия: от расцвета до заката // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Межвуз. научн.-метод. сб./ СГТУ. Саратов, 2010.

34. Рукавишников В.А. Инновационные подходы к проектированию содержания геометро-графической подготовки в вузе / В.А. Рукавишников, А.Р. Альтапов, В.В. Халуева // Инновационные технологии современного учебного процесса: Всероссийская научно-методическая конференция. – Н. Новгород: НГТУ, 2011. – С. 70-74.

35. Рукавишников В.А. Первоочередные задачи модернизации геометро-графической подготовки выпускников вузов / В.А. Рукавишников, А.Р. Альтапов, В.В. Халуева, Е.Р. Уканеева // Интернет-конференция, Пермь, 2011

36. Рукавишников В.А.Информатизация геометро-графической подготовки инженера: Информатизация инженерного образования / В.А. Рукавишников, В.В. Халуева //Труды Международной научно-методической конференции — ИНФОРИНО-2012 (Москва, 10—11 апреля 2012 г.). — М.: Издательский дом МЭИ, 2012. — С. 109-112.

37. Рукавишников В.А. Геометромодельная подготовка инженера: миссия не выполнима / В.А Рукавишников, В.В. Халуева, Т.Л. Ахмеров // Пермь 2013

38. Рукавишников В.А. Цель как ключевой компонент компетентностной модели геометромодельной подготовки инженера /В.А  Рукавишников, В.В. Халуева// Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы» // БрГТУ, Брест, 2013 С. 83-86.

39. Рукавишников В.А.Компетентностный подход к формированию геометромодельной подготовки инженера: Междунарадная итернет-конференция " / В.В. Халуева, Т.Л. Ахмеров // Пермь, 2013

Вуз Направление/Специальность Квалификация Год окончания
КХТИ Машины и аппараты химических технологий Инженер-механик 1974
  • Теория и методика геометро-графической подготовки инженера в техническом вузе
  • Инженерная и компьютерная графика и Компьютерные технологии